Инклюзив – один из приоритетов в образовании

В государственной политике Казахстана в области образования процесс развития инклюзивного образования определен как один из приоритетов.
Инклюзив – один из приоритетов в образовании

Инклюзивное образование – это образование, при котором все дети, несмотря на их физические, интеллектуальные или другие особенности, включаются в систему общего образования и учатся вместе со своими сверстниками в общеобразовательных школах.
КГУ «Средняя школа №3 с ДМЦ» – школа с инклюзивной ориентацией.
Необходимость создания в школе системы, в которой удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства, обусловлена увеличением в числе контингента учащихся детей с ограниченными возможностями здоровья: «не школа преобразовывает жизнь, а напротив того, жизнь создает для себя школу и приспосабливает ее к своим потребностям и стремлениям» (Д.Писарев).
Казахстанская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, определившего личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями, поэтому одна из наших задач – социализация этих детей, чтобы они чувствовали себя полноценно включенными в жизнь школы. Решение этой задачи требует построения новой культуры, культуры включающего общества. Инклюзия – не только физическое нахождение ребенка с особыми образовательными потребностями в школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком, школьная система поддержки всех нуждающихся в ней учеников. Воспитанию толерантности, инклюзивной культуры способствуют мероприятия, ставшие в школе традиционными: «Уроки доброты», акция «Лети, лети, лепесток!», информационные кампании в СМИ и социальных сетях.
В школе обеспечена средовая доступность, безбарьерный доступ во все помещения школьного здания, что облегчает организацию образовательного процесса. Комплексно осуществляется психолого-педагогическое сопровождение участников процесса инклюзивного образования опытными специалистами: педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогом-дефектологом и учителем-логопедом.
Учитель – «золотое сечение» инклюзии, а сама инклюзия начинается с урока. Постепенная профессиональная трансформация, в которую вовлекаются 12 педагогов, ставших инклюзивными учителями, связана с освоением новых профессиональных навыков, с изменением своих установок в отношении учеников, отличающихся от своих сверстников. Наш опыт показывает, что негативное отношение к инклюзии меняется, когда учитель начинает работать с такими детьми, приобретает свой собственный педагогический опыт, видит первые успехи ребенка и принятие его в среде сверстников. Освоить технологии персонализации процесса обучения, методику разработки индивидуального образовательного маршрута помогли нашим педагогам курсы повышения квалификации «Работа с детьми с особыми образовательными потребностями: Организация и планирование учебного процесса», «Содержание образовательной среды в условиях инклюзивного образования», а также сетевое педагогическое взаимодействие.
Каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы повседневная практика, воплощающая принципы инклюзивного образования, стала общепринятой моделью поведения, постепенно формируя культуру взаимодействия. Убеждена: инклюзивную культуру нужно рассматривать не только как фактор успешного внедрения инклюзивного образования, но и как основу для преобразования общества в целом.
Н.УТКИНА, педагог-дефектолог, учитель логопед  СШ № 3

 

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.