ОСМС: ОТВЕТЫ НА САМЫЕ НАСУЩНЫЕ ВОПРОСЫ

Почему ОСМС не является накопительной системой, каков статус студентов в ОСМС и что делать пациентам в случае отказа. На эти и другие самые актуальные вопросы ответил директор филиала Фонда социального медицинского страхования по области Жетісу Иван Самойленко.
ОСМС: ОТВЕТЫ НА САМЫЕ НАСУЩНЫЕ ВОПРОСЫ
  • Иван Александрович, расскажите почему ОСМС не является накопительной системой? Одна из частых претензий заключается в том, что кто-то ходит в поликлиники раз в год, а отчисления делает регулярно.
  • Система ОСМС является солидарной, а не накопительной. Не имеет значения, обращался ли конкретный человек за медицинской помощью, так как здесь не предусмотрены персональные счета с накоплениями взносов. Казахстанскую модель построили как социально ориентированную, чтобы не ограничивать пациента в объеме и стоимости получаемого лечения, которое ему требуется по состоянию здоровья. Рассмотрим на примере. На сегодняшний день самостоятельные плательщики оплачивают взносы в размере 4 250 тенге в месяц, то есть за год накопится 51 тысяч тенге. А при максимально возможном взносе в 17 тысяч тенге в месяц за год накопится 204 тысяч тенге. Если бы система была накопительной, то накопленных средств не хватило бы, чтобы покрыть стоимость лечения. Например, за 6 месяцев текущего года в Фонд от жителей области Жетісу поступило 12,5 млрд тенге взносов и отчислений, при этом только за январь-апрель жителям области оказаны услуги на 13,8 млрд тенге. Таким образом невооруженным глазом видны преимущества системы ОСМС для населения.

 

  • Известны случаи, когда пациентам отказывают в предоставлении медпомощи ссылаясь на исчерпанный лимит. Как быть пациентам в таких случаях?
  • Это является нарушением, потому что лимитов на бесплатные медицинские услуги не существует. Если у пациента есть медицинские показания для проведения обследования или консультации узкого специалиста, то врач обязан выдать направление на бесплатную медицинскую услугу. Если пациенты сталкиваются с подобными проблемами, мы рекомендуем сразу же обращаться в службу поддержки пациентов, которая есть в каждой медицинской организации, или же сообщить в филиал Фонда по номерам телефона 8 7282 55 90 06, 55 90 07.
  • Есть ряд вопросов у населения касательно статуса студентов и солдатов срочников в системе ОСМС. Разъясните пожалуйста, что делать если они утеряли статус?
  • Студенты, обучающиеся на очной форме обучения, попадают в льготную категорию и за них взносы на ОСМС уплачиваются государством. Таким образом, они имеют право на бесплатное получение всех видов медицинской помощи за счет ОСМС, по медицинским показаниям. А казахстанские студенты, обучающиеся в зарубежных вузах, для получения статуса постоянного статуса страхования должны зарегистрироваться в качестве студента на портале электронного правительства egov.kz. Для этого через сайт egov.kz, разделе «Услуги» необходимо зарегистрироваться в качестве студента, обучающегося за рубежом. После проверки данных соответствующим органом статус изменится на «застрахован». Здесь следует отметить, что студенты, обучающиеся за границей, имеют статус застрахованного до окончания сессии. И после каждой сессии им необходимо регистрироваться на портале электронного правительства egov.kz, чтобы по возвращении в Казахстан они могли беспрепятственно получать медицинские услуги в рамках ОСМС.

Что касается военнослужащих срочной службы. Они также согласно закону «Об ОСМС» освобождены от уплаты взносов. Учет солдат ведется в информационной системе «Специальный учет лиц», куда вносится ИИН служащего. После внесения личных данных, служащий автоматически становится застрахованным. Однако статус застрахованности солдат распространяется исключительно на период прохождения воинской службы. По окончании службы в армии необходимо регулярно оплачивать взносы на ОСМС для сохранения статуса застрахованного.

 

  • Какие меры по цифровизации принимаются в Фонде?
  •  В текущем году Фонд внедрил цифровые инструменты для учета и анализа больших данных по медицинским услугам.  Ситуационно-аналитического центра (САЦ) создан в марте 2024 года по поручению Главы государства. Специалисты Центра из сфер здравоохранения, экономики, статистики и IT общими усилиями оперативно анализируют большие данные для эффективного принятия управленческих решений. На сегодня уже визуализировано около 500 ключевых показателей на более чем 1 000 дашбордах, используя такие инструменты, как Power BI, Superset и QlikSense. Аналитика охватывает данные из 18 баз, что позволяет оперативно реагировать на вызовы и улучшать качество медицинских услуг.

В целом, ожидаются большие перемены в цифровизации сферы здравоохранения. Об этом в своем Послании народу отметил Глава государства. К примеру, для борьбы с приписками будут использованы цифровые инструменты, позволяющие подтверждать получение медицинских услуг. Один из пилотных проектов – это использование технологии идентификации пациента с использованием Face ID или цифрового документа. Точная и быстрая идентификация пациента при обращении в медицинскую организацию снизит риск ошибок при назначении и оказании медицинских услуг.  

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.