Новая преступная угроза

Новая преступная угроза

Повсеместная цифровизация услуг, а также возросшая популярность интернета привели и к росту количества преступлений в сети. У мошенников появляется все больше инструментов для того, чтобы обманывать доверчивых граждан – это и фишинговые схемы, и мошеннические торговые площадки. Злоумышленники используют любые возможные способы, чтобы завладеть личными данными и деньгами ничего не подозревающих жителей Казахстана.

«Главное отличие интернет-мошенничества от других преступлений заключается в том, что оно совершается против широких слоев населения. Мошенники используют разнообразные схемы: звонят от имени банков, заманивают рекламой с высоким доходом, рассылают фишинговые сообщения с предложениями участвовать в конкурсах или голосованиях, сообщают о несуществующих правонарушениях.

Также участились случаи взлома мессенджеров с целью рассылки сообщений от имени жертвы с просьбой о финансовой помощи. Еще одна распространенная уловка – звонки с ложной информацией об окончании срока действия сим-карты.

Как не стать жертвой киберпреступлений?

● Никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не сообщать реквизиты своих банковских счетов и банковских карт, в том числе лицам, представившимся сотрудниками банка или правоохранительных органов, при отсутствии возможности достоверно убедиться, что эти люди те, за кого себя выдают.

● В случае поступления звонка «от сотрудника банка» необходимо уточнить его фамилию, номер телефона, после чего завершить разговор и самим позвонить в банк.

● Необходимо принимать во внимание, что реальному сотруднику банка известна следующая информация: фамилия держателя карты, паспортные данные, какие
карты оформлены, остаток на счете.

● Не следует сообщать в телефонных разговорах (даже сотруднику банка), а также посредством общения в социальных сетях: полный номер карточки, срок ее действия, код CVC/CVV (находящиеся на обратной стороне карты), логин и пароль к интернет-банкингу, паспортные данные, кодовое слово (цифровой код) из SMS-сообщений.

● В случае если «сотрудник банка» в разговоре сообщает, что с карточкой происходят несанкционированные транзакции, необходимо отвечать, что вы придете в банк лично, – все подобные вопросы нужно решать в отделении банка, а не по телефону.

Внимание: помните, что сотрудники банковских учреждений никогда не используют для связи с клиентом мессенджеры (Telegram, WhatsApp, Viber,).

● Для осуществления онлайн-платежей необходимо использовать только надежные платежные сервисы, обязательно проверяя доменное имя ресурса в адресной строке браузера.

● Не следует хранить банковские карты, их фотографии и реквизиты в местах, которые могут быть доступны посторонним лицам; это же относится к фотографиям и иным видам информации конфиденциального характера.

● Следует воздерживаться от осуществления онлайн-платежей, связанных с предоплатой и перечислением задатков за товары и услуги, благотворительной и спонсорской помощи в пользу организаций и физических лиц при отсутствии достоверных данных о том, что названные субъекты являются теми, за кого себя выдают.

● Не стоит перечислять денежные средства на счета электронных кошельков, карт-счета банковских платежных карточек, счета SIM-карт по просьбе пользователей сети Интернет.

Для доступа к системам дистанционного банковского обслуживания (интернет-банкинг, мобильный банкинг), электронным почтовым ящикам, аккаунтам социальных сетей и иным ресурсам необходимо использовать сложные пароли, исключающие возможность их подбора. Стоит воздержаться от паролей: дат рождения, имен, фамилий – то есть тех, которые легко вычислить из общедоступных источников информации (например, тех же социальных сетей).

При составлении платежных документов важно проверять платежные реквизиты получателя денежных средств.

При поступлении в социальных сетях сообщений от лиц, состоящих в категории «друзья», с просьбами о предоставлении реквизитов банковских платежных карточек не следует отвечать на подобные сообщения, также необходимо связаться с данными пользователями напрямую посредством иных средств связи.

При обнаружении факта взлома аккаунтов социальных сетей необходимо незамедлительно восстанавливать к ним доступ с помощью службы поддержки либо блокировать, а также предупреждать об этом факте лиц, с которыми общались посредством данных социальных сетей.

Нельзя открывать файлы, поступающие с незнакомых адресов электронной почты и аккаунтов мессенджеров; не переходить по ссылкам в сообщениях о призах и выигрышах.

Необходимо использовать лицензионное программное обеспечение, регулярно обновлять программное обеспечение и операционную систему; установить антивирусную программу не только на персональный компьютер, но и на смартфон, планшет и регулярно обновлять ее.

Следует ознакомить с перечисленными правилами безопасности своих родственников и знакомых, которые в силу возраста или недостаточного уровня финансовой грамотности могут быть особенно уязвимы для действий киберпреступников.

Кибермошенничество – одна из самых актуальных и распространенных проблем Казахстана. При этом пользователям достаточно быть бдительными и предпринимать определенные меры для защиты своих данных. Самое главное – во всех сомнительных ситуациях руководствуйтесь здравым смыслом и осторожностью. Не стесняйтесь посоветоваться с близкими, взять паузу на размышления, просто прервать сомнительный разговор.

Виктория ПАСТАРНАК

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2025. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.