Мастерица из Саркана пытается сохранить древнее ремесло

Ее работы — не просто декоративные изделия, это и традиционные циновки, и занавески, и абажуры, которые находят своих покупателей на ярмарках ремесел, этнофестивалях и в интерьерах в национальном стиле.
Плетение шии — одно из ярких направлений казахского народного прикладного искусства. Это не просто узорные циновки из дикорастущего растения, а тепло, забота и эстетика, пришедшие к нам из глубины веков, передает корреспондент Vestnik19.kz
В старину такие изделия не только украшали юрты кочевников, но и надежно сохраняли тепло, защищали от ветра, создавали уют. Сегодня мастеров, владеющих этим тонким ремеслом, осталось немного. Но оно все еще живет благодаря таким людям, как многодетная мама из Саркана Назигуль Батырхан. Ее работы — не просто декоративные изделия, это и традиционные циновки, и занавески, и абажуры, которые находят своих покупателей на ярмарках ремесел, этнофестивалях и в интерьерах в национальном стиле.
Для Назигуль народно-прикладное искусство давно стало родным. Она с детства впитала любовь к рукоделию, наблюдая за работой своей мамы. В семье Батырхан, возвратившихся на историческую родину из Китая, всегда ценили труд и мастерство: отец выделывал кожу, мать шила сырмаки и делала текеметы. Теперь традицию продолжает дочь.
Сама она не только плетет и шьет, но и обучает желающих. Несколько лет назад Назигуль получила грант через районный центр занятости на сумму свыше одного миллиона тенге. Купила оборудование, начала шить приданое для невест, казахские платья, тюбетейки. Особенно много заказов поступает от детских садов, начиная от костюмов, заканчивая покрывалами и постельными наборами.
В планах женщины — участие в программе «Одно село — один продукт» и получение нового гранта на 5 млн тенге. Мастерица мечтает закупить станок для переработки шерсти и расширить производство.
«Многие путают шии с камышом, но это разные растения. Шии собирают осенью, сушат, очищают. Плетение довольно непростой и тонкий процесс: сначала рисуем эскиз, потом подбираем и красим шерсть. Маленькое изделие можно сделать за день, большое требует нескольких суток. Для меня это не просто ремесел, а миссия. Хочу сохранить, передать другим свои умения и навыки. Считаю, что уважение к своей истории, корням начинается с малого, а именно с уважения труда и ремеслам наших отцов и дедов. Надо сохранять все это, чтобы не забывать о своей национальной особенности, о своей казахской идентичности», — считает Назигуль.
Соглашусь со своей героиней. Сегодня, когда глобализация стирает границы и упрощает смыслы, такие традиции становятся особенно ценными. Ведь каждое изделие, созданное руками мастера, несет в себе не только практическую пользу, но и художественную глубину, национальную память. Это то, что помогает современному человеку почувствовать себя частью большой, богатой культуры своего народа.
И пока есть такие мастера, как Назигуль Батырхан, ремесло шии не станет прошлым.
Жанар МЫКТЫБАЕВА, Сарканский район.