Женские образы в казахских мифах

Исследовательскую работу по этой теме я выполнила под руководством учителя истории Гульжахан Коштаевой.
Женские образы в казахских мифах

Мифы, играют важную роль в воспитании человека, общества в целом, так как формируют нацио-нальную идентичность, передают духовные ценности, и, следова-тельно, значение мифов остаётся актуальным.

Объектом данного исследования выбраны представительницы казахской мифологии – От-ана, Умай-ана, Саба-ана, Аққу ана, Қайын-ана, Қойбас-ана, Су-ана, Айдахар, Күлдіргіш, Албасты, Жалмауыз кемпір, Мыстан кемпір, Жезтырнақ.

Мир мифических существ в казахской мифологии изучал выдающийся учёный XIX века Шокан Уалиханов. В его работах есть описание нескольких мифических персонажей, например, Албасты. Это толстая женщина с длинными волосами и с обвисшей грудью. Жалмауыз кемпір – старая женщина с семью головами, а Жезтырнак – женщина с медными когтями. Описывает женские персонажи казахских сказок – Күлдіргіш, красивая русалка, которая заманивала и убивала мужчин щекоткой. Рыбакам являлась теңіз пері – красивая молодая морская русалка. Описывает Мыстан кемпір, она аналогична Бабе-Яге из русских сказок.

Современный исследователь Орынбай Жанайдаров – заслуженный деятель культуры Казахстана, посвятил этой теме две книги «Мифы древнего Казахстана» (2005г.), «Легенды древнего Казахстана» (2006 г.). Зира Наурызбай – современный исследователь казахской мифологии, писатель, киносценарист, кандидат философских наук перевела с казахского языка на русский четырехтомник «Мифология предказахов» Серикбола Кондыбая.

В ходе исследования я сделала вывод о том, что казахские мифы уходят корнями в глубокую древность – в эпоху бронзы, женские образы в мифах бывают положительными и отрицательными, а под влиянием ислама некоторые мифические женские персонажи изменили свой образ, превращаются в носителей зла. Мир казахских мифических персонажей очень богат, и особенно ярки, колоритны, самобытны женские образы.

Современные казахстанские дети растут на чуждых нам ценностях, дети сориентированы на европейские модели восприятия. Родители покупают американские, европейские продукты – книжки, фильмы. А между тем казахская, древнетюркская, славянская мифологии очень богаты персонажами, которыми могла бы воспользоваться казахстанская анимация. У нас есть свой огромный «фонд» мифических персонажей. Наши предки жили на кочевьях, а это степь, овраги, горы, которые были наполнены таинством. В кочевье пелись колыбельные и шептались мифы и сказки.

Маржан Алмабаева,  ученица 8 класса  СШ № 1 города Текели

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2025. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.