От ранних скринингов до реабилитационных программ: как повлияла система ОСМС на организацию медицинской помощи талдыкорганцам

Талдыкорганская городская поликлиника №2 играет значимую роль в сохранении здоровья жителей областного центра. На сегодняшний день в поликлинике обслуживаются свыше 61 тысячи человек, и только за три месяца этого года сюда прикрепились более 3500 жителей города. В своём интервью заместитель директора поликлиники Индира Жанабекова делится успехами деятельности, изменениями за последние годы и важностью системы обязательного социального медицинского страхования в улучшении качества жизни горожан.
От ранних скринингов до реабилитационных программ: как повлияла система ОСМС на организацию медицинской помощи талдыкорганцам

- Какую роль сыграла система ОСМС для пациентов?
- Обязательное социальное медицинское страхование — это государственная программа, нацеленная на предоставление большого спектра медицинских услуг всем участникам системы не смотря на социальное положение. К примеру, бывают разные ситуации в жизни и финансовое состояние человека может меняться. И в случае, когда понадобиться дорогостоящее лечение, операция, не смотря на свое финансовое положение на данный момент, и не смотря на то какую сумму отчисляет за ОСМС гражданин, имея статус «застрахован», может получить все необходимое лечение.
Стали доступны по показаниям дорогостоящие услуги, бесплатно для пациента - для всех участников системы ОСМС, тогда как до 2020 года компьютерная томография или магнитно-резонансная томография были доступны только для льготных категорий граждан. Скрининговые исследования на раннее выявление онкозаболевания молочной железы, толстого кишечника, шейки матки стали доступны благодаря системе ОСМС. К примеру, в 2023 году у 31% из подлежащего контингента выявлены предраковые заболевания и рак шейки матки. Также по раку молочной железы выявляемость составило 12,4%. Более того благодаря системе ОСМС стали доступны скрининговые исследования на своевременное выявление гепатитов В и С для медработников и для госпитализируемых по порталу «Бюро госпитализаций». Нельзя не отметить доступность реабилитационных услуг. Если ранее реабилитация была менее доступной и в основном платной, благодаря системе ОСМС стала доступной. Пациенты после таких грозных заболеваний как инфаркт или инсульт, которые давали высокую смертность, сейчас же 1 и 2 этап пациенты проходят в стационаре, 3 этап позволяет проходить уже в условиях дневного стационара, что удобно пациентам. В целом реабилитация позволила значительно снизить и смертность и инвалидизацию от данных заболеваний. Не говоря уже о возможностях реабилитации после оперативных вмешательств и после травм. Также система ОСМС позволила расширить перечень заболеваний, при которых полагается льготное обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями.
- Расскажите о роли городской поликлиники в поддержании общественного здоровья?
- Талдыкорганская городская поликлиника №2 оказывает первичную медико-санитарную, консультативно-диагностическую и стационарозамещающую помощь взрослому и детскому населению областного центра и села Еркин. Количество прикрепленного населения составляет свыше 61 тысячи человек, при этом в 2024 году прибыло 3531 человек по сравнению на начало 2023 года, что говорит о высоком приоритете ценности здоровья пациента и качеству обслуживания, что вызвало приток населения. В поликлинике работают специалисты для взрослого и детского населения: хирург, невропатолог, кардиолог, отоларинголог, офтальмолог, травматолог, реабилитолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, маммолог, онколог. Оказываются клинико-диагностические услуги по рентгенодиагностике, КТ, УЗИ, ЭКГ, ЭЭГ, ЭхоКГ, лабораторные анализы. В случае отсутствия в поликлинике пациенты, являющиеся участниками ОСМС как плательщики либо входящие в льготную категорию по показаниям могут быть направлены в другие медицинские организации на необходимые обследования. Только по внешним направлениям по ОСМС оказано более 47 тысяч дорогостоящих инструментальных и лабораторных клинико-диагностических услуг в 2023 году.  В нашей поликлинике на диспансерном учете состоят свыше 15 000 пациента по всем заболеваниям. Из них более 5 500 пациента подлежат льготному обеспечению лекарствами и получают все необходимое без трудностей.
 
- Увеличилось ли количество обращений в поликлинику с внедрением ОСМС? Стали ли граждане относиться ответственнее к своему здоровью?
- Количество обращений в поликлинику увеличилось, но это связано с тем, что у людей правильно возникают вопросы и при личном собеседовании большинство благоприятно относятся к необходимости уплаты взносов, чтобы стать участником ОСМС, оплачивают за себя и за своих родственников. Тем же кто не может оплачивать, даются разъяснения как включиться в льготную категорию. Не все конечно, но в целом граждане стали ответственнее относиться к своему здоровью, по приглашению благодаря участковой системе основная масса своевременно приходит на скрининговые обследования.
- За какой плановой помощью чаще всего обращаются жители города?
- Наши прикрепленные жители стали понимать важность прохождения скринингов и в основном своевременно проходят, также в плановом порядке обращаются для динамического наблюдения за хроническими заболеваниями и получением льготных лекарств и медицинских изделий по перечню. Важно своевременно проходить скрининговые обследования для раннего и своевременного выявления заболеваний, что позволит обойтись меньшими затратами на лечение и способствует благоприятному прогнозу течения заболевания. Поэтому рекомендуем жителям не игнорировать приглашения на скрининги, а своевременно проходить.
- Расскажите подробнее о профилактике онкологических заболеваний? Как реализована работа «зеленого коридора» в поликлинике?
- Для своевременного выявления онкозаболеваний согласно Стандарта организации оказания онкологической помощи населению начиная с доврачебного кабинета в случае подозрения на онкозаболевание проставляется «онконастороженность 1», далее на приеме у участкового врача ВОП или терапевта если подозрения усиливаются проставляется «онконастороженность 2», в случае если по лабораторным и инструментальным методам исследования УЗИ или рентгена пациент направляется к онкологу поликлиники, которым проставляется «онконастороженность 3» и направляется в специализированную онкоклинику «Областную многопрофильную клинику» где пациенту по регистрации в информационной системе «онконастороженность 3» открывается «зеленый коридор» и в течении месяца согласно вышеуказанного Стандарта онкопомощи онкодиагноз либо подтверждается либо снимается. Конечно и в условиях нашей поликлиники «зеленый коридор» открывается в виде ускорения очереди ожидания на консультативно-диагностической услуги. То есть простыми словами смещается очередь на УЗИ, на лабораторные анализы и другие методы исследования. Также отмечаем, что «Онконастороженность 3» могут проставить и другие специалисты поликлиники, в том числе сами участковые врачи ВОП, чтобы пациент не терял время.
- А в каких случаях пациентам не понадобится статус застрахованности чтобы обращаться в поликлинику?
- Конституцией Республики Казахстан статья 29 закреплено, что Граждане Республики вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный Законом. Другими словами, в острых, экстренных случаях, а также при хронических заболеваниях согласно перечню. Прием участкового врача терапевта, ВОП, педиатра входит в ГОБМП, и пациенты осматриваются независимо от статуса страхования.
- Какие шаги предпринимаются для повышения качества услуг и улучшения доступности медицинской помощи, привлечения специалистов?
- Большая проблема для всех медицинских организаций — это проблема дефицита кадров. Конечно, при полном восполнении дефицита врачебных кадров количество жалоб, обращений, очередей уменьшится. Более того при наличии достаточного количества желающих работать врачами появится здоровая конкуренция, прием на работу проводился бы на конкурсной основе, что автоматически снизило бы на 90% количество жалоб. Но, к сожалению, имеем, что имеем. Сыграло роль и некоторые непопулярные решения, как закрытие педиатрических факультетов, теперь только в этом году ожидается первый выпуск после восстановления педиатрических факультетов. К тому же несмотря на выраженный дефицит, остается высокой планка баллов ЕНТ для поступления на грант в мед ВУЗы. Хочется отметить в этом направлении вклад акима нашей области Жетісу, который второй год выделяет гранты от областного акимата на 30 мест на бакалавриат по общей медицине (врачей ВОП) и 30 мест в резидентуру для врачей-специалистов, которые вернутся в область для работы. Также в этом году акимом области выделено для привлечения молодых специалистов 5 миллионов тенге подъемных для города и 10 миллионов тенге подъемных для села. Со стороны нашей поликлиники через «Ярмарку вакансий» привлечено из Медицинского университета Астаны 5 специалистов. В плане посещение «Ярмарки вакансий» Медуниверситета имени Асфендиярова города Алматы, Казахстано-Российского медуниверситета города Алматы, также Медуниверситетов городов Семей и Шымкента. Также постоянно публикуются вакансии на сайте «Enbek.kz».
В поликлинике организована Служба поддержки пациента. В состав входят все заместители директора, заведующие структурных подразделений, главная медсестра и выделен штат среднего медработника – ответственная медсестра Службы поддержки пациента. Служба налажена по принципу решения проблем пациентов «здесь и сейчас». На постоянной основе ведется анкетирование пациентов в получении медицинских услуг. Рабочее место ответственной медсестры Службы поддержки пациента расположено открыто, доступно, рядом с регистратурой. Имеется стенд на казахском и русском языках с указанием номера телефона городского и сотового заведующего службой. С сотрудниками поликлиники постоянно проводится работа, проводятся семинары по соблюдению этики и деонтологии. Отмечаем, что за 2023 год опубликованных жалоб в социальных сетях не зарегистрировано. 95% обращений в вышестоящие инстанции отозваны. В данном направлении работа со стороны Службы поддержки пациента постоянно ведется.
 - Спасибо за интервью!

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.