В чем предназначение изобразительного искусства?

В наше время существует множество средств, позволяющих очень точно отобразить окружающий мир. Совсем не сложно запечатлеть понравившийся пейзаж или образ – стоит лишь нажать на кнопку цифрового фотоаппарата. Если бы мы стремились к простому копированию, легче было бы воспользоваться ксероксом, однако, суть искусства не в подражании природе, и не в обучение детей реалистичному изображению предметов. Взять, к примеру, индийскую миниатюру, вавилонские и египетские рельефы, иконы, средневековые европейские картины, китайскую и японскую живопись вроде бы, наивные, но такие притягательные своей гармонией, утонченностью и какой-то особой «неправильностью». Заметны нарушения законов перспективы. Что это? Неграмотность художника?
В чем предназначение изобразительного искусства?

Конечно, можно подумать, что древние люди не знали законов перспективы, как видели, так и рисовали. Вот и дети так рисуют символам. Символ же, не стремиться дублировать реальность, он несёт в себе суть. Детский рисунок – это символ, самовыражения.

Сколько существует система художественного образования, столько же ее пытаются совершенствовать, реформировать систему обучения, средства, оборудование. Но за всем этим часто не виден тот, ради кого все это – ребенок. Которому часто навязывают неприемлемую или непосильную ношу. Если процесс обучения безрадостен, он превращаться в тягость. Сегодняшнее положение образования ИЗО-искусства даже в художественной школе я считаю, не отвечает современным требованиям жизни. Прежде всего, надо направить внимание на природу ребенка. Подмечено и психологами, и педагогами, что каждый ребенок рождается уже со своим характером, наклонностями, талантами. И как раз здесь возрастает роль педагога – рассмотреть, направить и обучить его с учетом индивидуального подхода, а главное в радости. Это особый дар педагога, но, если подходить к процессу обучения именно с этой позиции, в результате мы получим высокообразованную, эстетически, гармонично развитую личность.

Обратимся к опыту образования XIX века. Языки, музыка, рисование – эти направления так естественны для природы ребенка. Из истории видно, как много личностей с большой буквы подарила нам эта эпоха.

В системе образования многих стран, изобразительное искусство занимает главенствующее положение, оно является основным предметом старших классов, где изучаются цветоведение (дети отличают до 400 оттенков), развивает образное мышление и т.д. То есть ими понята роль изобразительного искусства, как уникального метода развития и обучения ребенка, доступного и естественного. Не редки случаи, когда ребенок, пришедший в художественную школу с «горящими глазами», через год ее бросает. Это тревожный симптом. Есть над чем задуматься.

 И здесь очень важна деликатность педагога, от которого зависит раскрытие в полной мере ребенка – как личность, с его индивидуальным мировосприятием, его эмоциональным переживаниями, его реальностями, умело погружать в мир вечных ценностей.

Современное человечество и наша страна, в том числе нуждаются во многом. Но, прежде всего, мы нуждаемся в хорошем, грамотном, здоровом и раскрывшемся поколении. Именно от них (от их разума, и от качеств характера, творческого потенциала) будет зависеть, куда мы направим свой путь. Сможем ли мы разрешить проблемы, которые встают перед современной цивилизацией? Сможем ли мы достойно войти в новую эпоху. Как подготовить для общества достойную смену? Для этого необходимо, прежде всего, целостная система знаний – знаний не механических, а глубинных опирающихся на нравственность и духовность.

В чем истинное предназначение искусства? Искусство не зависит от страны, эпохи и политики, искусство всегда ставило перед собой задачу – обратить взор человека вглубь себя, заниматься самосознанием.

 И здесь возрастает роль системы дополнительного образования. На нас лежит огромная ответственность как на преподавателях, обучающих искусству, – не просто обучить ребенка рисованию, но и привить такие понятия как нравственность, этика, мораль.
И прежде всего помочь ребенку раскрыть самого себя.

Марина Актанова, преподаватель художественного отделения Центра детского творчества

 

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.