Обучение на дому как условие организации учебного процесса для «особых» детей

Основная масса детей с тяжелыми нарушениями в развитии обучаются на дому. Как у школы, так и у родителей есть альтернатива, при которой «особый» ученик может обучаться и в инклюзивной школьной среде. Данная статья раскрывает: что же все-таки представляет из себя обучение на дому co вceми преимуществами и «подводными камнями».
Обучение на дому как условие организации учебного процесса для «особых» детей

Самый важный плюс обучения на дому – это индивидуальный подход, при котором ребенок лучше усваивает, понимает учебный материал. Это довольно-таки сложно воплотить в классе с нормотипичными детьми, где учеников по численности не мало. Еще одно несомненное преимущество – сбалансированная нагрузка, учитель видит порог обученности ученика, следовательно, дает посильные задания для него. Возможность корректировать программу под интересы и запросы ученика, эффективно использовать время в процессе обучения – еще один из важных плюсов индивидуального обучения на дому. При этом обучающийся пользуется всеми академическими правами (образовательное учреждение бесплатно обеспечивает компьютером, библиотечными и цифровыми образовательными ресурсами, оказывает методическую и консультативную помощь, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию).

Надомное обучение обеспечивает здоровьесбережение. Самое очевидное – ученик высыпается (как правило, дети с особыми образовательными потребностями не любят рано вставать, ехать по морозу в зимнее время года). Такие детки очень часто болеют, а на дому контакты с простудами снижены до минимума. В случае недомогания ребенка занятие может быть перенесено на другое, более приемлемое время по согласованию учителя и родителей. Ну и главное – это передвижение в школу, колясочникам крайне сложно ехать в школу, без лифтов, без специального оборудования.

Как и каждая форма обучения, надомное обучение кроме положительных моментов, имеет свои неудобства и недочёты, если можно так выразиться. Повышенная ответственность, самодисциплина при обучения на дому требует большего уровня осознанности ребенка и семьи. Иными словами, обучение на дому процесс двусторонний, взаимопроникающий, предполагающий тесное сотрудничество всех заинтересованных сторон.

 Главным и перевешивающим недочетом надомного обучения является то, что при обучении на дому ребенок недостаточно социализируется, не учится общаться и работать в команде, не приобретает опыт выступления на публике. Он не отстаивает своего мнения перед сверстниками, вследствие чего в будущем у него могут возникнуть сложности с адаптацией к дальнейшей учебе и поиском работы.

 В нашем городе 45 ребят обучается на дому и практика показывает, возможным выходом здесь может послужить применение общения с классом при помощи Skype, образовательной платформы BilimLand, ZOOM. Так же эта ситуация ликвидируется вовлечением «надомника» в участие в различных школьных мероприятиях, его присутствием на концертах, вечерах и других коллективных делах класса, школы с наличием большого числа детей разного возраста. Кроме того, сегодня в образовательных учреждениях уделяется большое внимание формированию инклюзивной культуры у всех участников педагогического процесса.

Таким образом, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод. А он прост: во-первых, не стоит бояться надомного обучения, ибо в нём больше положительных сторон, чем отрицательных; во-вторых, переходить на домашнее обучение нужно лишь при медицинских показаниях к нему и после консультации со сведущими в этом педагогами, учитывая рекомендации ПМПК и желание родителей. Главное в этом многогра-ном процессе – результат: становление облеченной знаниями максимально социализованной личности (насколько это возможно для конкретного субъекта образовательного процесса).

Поэтому хочется обратиться к уважаемым родителям. Дорогие родители, ничего не бойтесь. Все трудности можно преодолеть, тесно сотрудничая со школой. Обращайтесь в школу. Там вас всегда ждут и компетентно помогут опытные профессионалы. В конце концов, мы с вами все заинтересованы в обучении и воспитании нашего будущего – наших детей. Пойдёмте вместе по этой дороге и достигнем успеха. «Мы разные, но мы вместе»!

Татьяна Ахметзянова, учитель-дефектолог-логопед КГУ «СШ№3 с ДМЦ» г.Текели

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.