АНАЛИЗ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ – ЭФФЕКТИВНАЯ МЕРА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Сегодня наше государство во главе с Президентом приоритетным направлением в противодействии коррупции определяет не карательные, а превентивные меры регулирования. Так, одним из наиболее эффективных превентивных мер противодействия коррупции является проведение внешнего анализа коррупционных рисков.
АНАЛИЗ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ – ЭФФЕКТИВНАЯ МЕРА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Согласно Закону РК «О противодействии коррупции» анализ коррупционных рисков – выявление и изучение причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений. То есть, внешним анализом выявляются механизмы и способы, благодаря которым имеется возможность совершения коррупционных правонарушений. Так, если даже посадить коррупционера в тюрьму, то сам коррупционный способ/риск останется и на его место придет другой сотрудник, который будет дальше использовать данный коррупционный способ/риск.

В целях открытости и прозрачности к проведению внешнего анализа коррупционных рисков могут быть привлечены специалисты, эксперты и иные субъекты противодействия коррупции (общественники, блогеры и т.д.).

Примечание: Типовой порядок проведения внешнего анализа коррупционных рисков проводится в соответствии с требованиями Постановления Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 2017 года № 806 «Об утверждении Правил проведения внешнего анализа коррупционных рисков».

Что же касается статистической информации, в 2020 году Департаментом проведено 12 внешних анализов коррупционных рисков в различных сферах. По итогам проведенной аналитической работы ввыявлено 194 коррупционных риска. Тогда как за первый квартал текущего года проведено 5 внешних анализов и выявлено 82 коррупционных риска. Итоги проведенных внешних анализов были обсуждены с общественностью на площадке проектного офиса «Жетісу – адалдық алаңы».

В рамках внешнего анализа выявляются коррупционные риски как в нормативно-правовых актах, которыми руководствуются объекты внешнего анализа, так и коррупционные риски в организационно-управленческой деятельности. Так, к примеру, в ходе внешнего анализа в сфере здравоохранения установлено, что некоторые медицинские работники являлись руководителями ТОО и ИП, с которыми медицинские организации заключили договора по итогам государственных закупок. Согласно действующему законодательству РК нарушений в этом не имеется, однако наличие таких фактов является коррупционным риском. То есть, у данных сотрудников имеется негласная возможность лоббирования своих ТОО и ИП при заключении договоров государственного закупа с медицинскими организациями, где они фактически работают.

По итогу проведенного анализа Департаментом было рекомендовано разработать и утвердить «Положения об урегулировании конфликта интересов» в каждой медицинской организации. То есть, внедрить превентивные меры по исключению данных коррупционных рисков.

Стоит отметить, что Департаментом на системной основе проводится работа по дальнейшему мониторингу внесенных рекомендаций по устранению выявленных коррупционных рисков.

Ж.С. Жумабаев, первый заместитель руководителя Департамента Агентства РК по противодействию коррупции по Алматинской области

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.