Казахстан – центр межконфессионального согласия

В Казахстане создана уникальная модель межэтнического и межконфессионального согласия, признанная в мире как «казахстанский путь». Сама эта модель имеет тенденцию к развитию. По инициативе Первого Президента РК – Елбасы Н.А.Назарбаева в Нур-Султане проводятся съезды лидеров мировых и традиционных религий.
Казахстан – центр межконфессионального согласия

В настоящее время в Республике Казахстан продолжают неуклонно осуществляться следующие важные государственные принципы в сфере религиозной политики:

1) мировоззренческий нейтралитет государства;

2) толерантность;

3) равенство конфессий в правовом поле.

Еще в 2003 году на I съезде были провозглашены основные принципы сообщения конфессий, это справедливость, истина, человеколюбие и толерантность как важнейшие духовные приоритеты. Было определено, что экстремизм, терроризм и другие виды насилия, совершаемые под прикрытием религиозных тезисов, не имеют никакого отношения к подлинной духовности.

Религия – это важнейшая область жизнедеятельности человеческого духа. Непонимание этого явления, пренебрежение им, поверхностное отношение к нему, нежелание считаться с реалиями религиозной жизни граждан – во все времена и повсеместно приводили к печальным последствиям, к тяжким трагедиям людей и целых народов.

Начну с краткого исторического обзора христианской истории Центральной Азии. Христианство проникло сюда из Сирии и Ирана еще в V–VI веках по Рождестве Христовом. Первыми проповедниками в Центральной Азии были этнические сирийцы (арамеи) – фактически, соплеменники Самого Господа Иисуса Христа и апостолов. Первое упоминание о присутствии христианской веры в этом регионе, а именно в городе Мерве (нынешний Туркменистан), принадлежит арабскому средневековому историку Бируни. По его сообщению, там была христианская община, основанная в начале III века. В эпоху средневековья христианство широко распространилось через так называемые «ориентальные» (то есть, восточные) церкви. В начале IV века основывается митрополия несторианской церкви в столице Согдийского царства в Самарканде. Значительное число тюрок-карлуков приняло христианство при несторианском патриархе Тимофее (780-820 г.), резиденция которого находилась в Дамаске. Поэтому говорить, что христианство – это что-то новое на земле суверенного Казахстана и Средней Азии излишне.

«Основополагающими принципами деятельности Республики Казахстан являются общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа…» гласит первая статья Конституции Казахстана. Конституция запрещает любые формы дискриминации. Страна присоединилась к международным договорам по правам человека и фундаментальным пактам ООН, в том числе в сфере религиозных убеждений – поэтому Казахстан можно назвать центром межконфессионального согласия. Эти правовые уложения являются опорой и социальной концепцией и нашей Церкви.

 Мы желаем, чтобы саму миссию Церкви общество воспринимало не как агитацию и прозелитизм, т. е. вербовку в свои ряды, а как стремление делиться светлой христианской надеждой, верой, любовью и радостью с теми, кто желает это принять.

Уважение к культуре разных народов, к их религиозным чувствам, умение ценить национальную самобытность всегда отличало православного христианина. Сегодня Церковь видит свою задачу в том, чтобы всемерно поддерживать и развивать эти стороны мировосприятия в каждом православном человеке.

На мой взгляд, патриотизм, который выражается в любви к родной земле, превращается в национализм, как только один человек начинает навязывать мнение о своей национальной исключительности другому. Как только я начинаю считать себя лучше вас и требовать, чтобы вы приняли мое мировоззрение и поступали так, как мне кажется правильным, я из патриота превращаюсь в националиста.

 Исторический путь Казахстана свидетельствует о том, что судьба будущих поколений зависит от правильного выбора стратегии не только в экономической, политической и социальной областях, но, главное, в сфере духовной. В одном из своих выступлений перед общественностью Елбасы мудро обозначил важный вектор развития страны: «Самое главное – это возрождение духа нашего народа». Добрые отношения, сложившиеся между руководством Казахстана и представителями традиционных конфессий, доверительный церковно-государственный и межконфессиональный диалог, несомненно, способствуют этому процессу.

В своих выступлениях на Русском Народном Соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ не раз выделял базовые ценности как основу национальной идентичности цивилизации – это справедливость, мир, свобода, единство, нравственность, достоинство, честность, патриотизм, солидарность, семья, культура, национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность. Все это можно выразить одной формулой – «Вера, Родина, Свобода». Понятие «вера» наделено высшим смыслом жизни, «родина» любовью к ближним (соотечественникам по стране), а истинная свобода выражена в уважении к божественным и социальным законам.

Да укрепит Всеблагой Господь Своею Благодатью всех нас в делах на благо Отечества нашего, благословенного Казахстана, «чтобы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (2 Тим, 2: 2»).

Настоятель храма Святой Троицы г.Текели иерей Виталий Пантелеев

 

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2021. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.