Летопись минувших эпох

О том, как жили наши предки, мы судим по находкам археологов. Но самыми красноречивыми, пожалуй, можно считать наскальные рисунки древних и первобытных людей – петроглифы.
Летопись минувших эпох

Петроглифы (писаницы или наскальные изображения) – высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος – камень и γλυφή – резьба). Могут иметь самую разную тематику: ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями. Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времён (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах. Встречаются по всему миру. Наиболее древним из обнаруженных петроглифам десятки тысяч лет. Они своего рода летопись той жизни, которая происходила в разных уголках планеты.

Впервые упомянул о наскальной живописи на территориях, принадлежащих сейчас современному Казахстану, персидский ученый аль-Бируни, живший в XI веке. Он поведал миру о стране кимаков, которые поклонялись солнцу и силам природы,
а все, что с ними происходило, мастерски отображали на камнях.

Позднее исследованию древней наскальной живописи дал толчок Шокан Валиханов, побывавший в урочище Тамгалы тас и в горах Чулуктау.

А современному исследованию, систематике и детальному описанию петроглифов Жетысу наука обязана ученому-археологу Алексею Марьяшеву. Семиречье он считал колыбелью наскальной живописи. Его научные труды и публикации вошли в золотой фонд истории Казахстана. За археологические работы в условиях высокогорья он был удостоен специальной премии им. Иосифа Кахиани.

На территории нашей страны сохранились великолепные памятники первобытного и средневекового наскального искусства.  Большое количество памятников наскального искусства, открытых в последние годы, раскрывают своеобразие художественных культурных традиций древних племён. Наиболее известные центры наскального изобразительного творчества Казахстана находятся в Жетысу. На сегодняшний день здесь обнаружено более 50 скоплений петроглифов. Хотя история изучения подобных памятников насчитывает более ста лет, до недавнего времени о них было известно совсем немного. Ещё в конце 1950-х годов стало известно о наскальных изображениях Тамгалы или Танбалы в горах Анрахай. Однако изучение этого древнего святилища началось только 1980-е годы. В это же время археологами был обнаружен другой не менее яркий памятник – археологический комплекс Ешкиольмес. Его образуют более 250 памятников разных видов – поселений, могильников, жертвенников и петроглифов, – датируемых в интервале от середины II тыс. до н.э. до начала XX в. Высокая концентрация памятников на ограниченной территории свидетельствует о большой хозяйственной и культурной значимости этого района Семиречья.

Хребет Ешкиольмес является западным отрогом Джунгарского Алатау. Он вытянут в широтном направлении на расстояние около 30 км, и находится на территории Талдыкорганского района Алматинской области, в 30 км к югу от города Талдыкорган. На небольшой террасе между хребтом Ешкиольмес и правым берегом реки Коксу сохранилось большое количество археологических памятников от эпохи бронзы до средневековья, что говорит о том, что местность была заселена ещё с глубокой древности. Здесь находится более 10 тысяч изображений, и с каждым годом археологи выявляют новые, неизвестные ранее петроглифы. Плиты с рисунками обнаружены в 24 ущельях. Ущелья тянутся с запада на восток на протяжении 20 км.

Наибольший скопление петроглифов (около 4000 рисунков) находится в ущелье №10, расположенном в 7 км к востоку от западной оконечности хребта.

Это наиболее многочисленное скопление петроглифов (около 4000 рисунков) может быть условно разделено на 3 группы: I группа петроглифов Ешкиольмес расположена на гряде, по косой линии спускающейся с вершины сопки и прерывающейся в 50 м от дна ущелья.

Для петроглифов этой группы святилища характерно многообразие технических приемов. Здесь встречаются выбивки и граффити, а также сочетание этих приемов, когда голова и корпус животного выбивались, а хвост, грива, ноги прочерчивались острым инструментом.

Ни в одном святилище Семиречья не встречается такое количество колесниц, запряженных в основном лошадьми, как здесь. Больше всего этих сюжетов в I и II группах. Выявлены многочисленные сцены, среди которых выделяется ранее неизвестный сюжет с нападением трех лучников на «великана».

Распространены сцены единоборства, охоты и жертвоприношения. В этой группе представлены рисунки, относящиеся к эпохе бронзы и сакскому времени. Практически все крупные плиты нижней части гряды заполнены большими многофигурными и разновременными композициями. В верхней части гряды преобладают также рисунки тюркского времени, среди которых выделяется сцена с воинами-всадниками с пиками и щитами.

II группа петроглифов Ешкиольмес расположена на другой скальной гряде, спускающейся параллельно от вершины сопки несколько южнее и выше по склону.

Всего здесь обнаружено около 2000 рисунков. Среди них есть уникальные сцены. На одной из плоских плит на вершине скального блока была выбита колесница, запряженная двумя лошадьми. На грузовой площадке изображен возница. Одна из лошадей позднее была исправлена на козла. Многие граффити представляют собой микроизображения. Среди других сюжетов встречаются сцены охоты, изображения животных, композиции культового характера.

В группе сохранились петроглифы нескольких эпох, но явно преобладают кочевнические сюжеты. К ним относятся сцены терзания хищниками козла, многофигурные композиции с изображениями животных, сцены боя, культовые сюжеты. Многочисленны стилизованные изображения хищных и травоядных животных, относящиеся к древнетюркскому времени.

III группа петроглифов Ешкиольмес находится в предвершинной части сопки.

Здесь тоже найдены редкие сюжеты. Кроме колесниц в упряжи, есть сцена жертвоприношения козла, много сюжетов с охотой на животных. Здесь меньше подновленных в более позднее время петроглифов: значительный процент составляют изображения эпохи бронзы, но также многочисленны изображения древнетюркского времени.

Подробнее об остальных ущельях вы можете прочитать здесь https://silkadv.com/en/content/eshkiolmes-petroglify.

 

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.