Священная земля Капала

Священная земля Капала
По страницам истории Село Капал – один из красивейших уголков Алматинской области, представляющий собой исторический, археологический и природный памятник нашей Родины. Село Капал расположено в Аксуксом районе и является единственным населенным пунктом в одноименном сельском округе. Местность, которую оно занимает, лежит на плоскогорье, у подножия отрогов Жетысуского Алатау. Рядом бежит речка Капал.

Село было заложено в 1847 году и строилось как небольшое укрепление. В населенном пункте до сих пор сохранились дома, построенные во второй половине ХIХ века. Год спустя благодаря удобному расположению его преобразовали в казачью станицу, где разместили штаб Семиреченского казачьего войска. Почти в тот же период военное поселения посетил знаменитый путешественник англичанин Томас
Аткинсон.

На протяжении последующих лет статус Капала неоднократно менялся. В 1854 году станица стала городом. С 1867 по 1921 годы Капал находился в статусе уездного города. В годы советской власти он опять претерпел административные изменения и преобразился в 1921 году в село. После основания Капальского района город становится его центром. В 1997 году в связи с упразднением Капальского района его территория вошла в состав  итт  Аксуского района.

Утратив статус районного центра, Капал стал туристическим центром, на территории которого действует санаторий «Арасан-Капал». Бальнеологическая здравница известна минеральными водами, добываемыми из 8 пробуренных скважин. Первые сведения об источниках датируются началом 19 века. Издавна местные жители использовали ее в лечебных целях. Воду применяют для восстановительных ванн, душей, орошения и для питьевого лечения. Ее используют для лечения суставов, кожи, нервной и сосудистой системы.

 

Родина Сары

Капал – родина легенды казахского народа, знаменитого мастера айтыса Сары Тастанбеккызы.

Сара Тастанбеккызы родилась в 1878 году в семье бедняка из рода каптагай, откуда произошли знаменитые в Жетысу мамано-турусбековцы. Это они первыми среди сородичей-кочевников приняли оседлый образ жизни и были среди тех, кто построил красивый городок с ухоженным садом.

Жизнь Сары была полна невзгод и лишений, это сказалось на ее здоровье. Она умерла на 38 году жизни. После себя оставила двух сыновей и трех дочерей.
К сожалению, дети поэтессы умерли в раннем возрасте.

Село, в котором родилась и жила Сара, теперь носит ее имя. На могиле акына сооружен надгробный мавзолей, автором которого является М.Маманбаев.
В архитектуре мавзолея выражены элементы древнего казахского эпоса. Возле мавзолея возведены две глыбы из мрамора, на одной из которых выгравирована надпись «Сара Тастанбекқызы 1878-1916», а на второй высказывание поэтессы:

Дүниеге келіп,

           кетер әркім қонақ,

Солардың біреуi мен – 

                      өмірі шолақ.

В этот мир придя,

    уйдут, как гости, все,

Среди них и я,

    чья жизнь короче всех.

В селе Капал работает мемориальный музей Сары, где собрана уникальная коллекция экспонатов, связанных с жизнью и творчеством казахской девушки-акына. Работники музея занимаются сбором, хранением, пропагандой жизни и деятельности первой женщины-акына Жетысу.

Музейная экспозиция представлена четырьмя залами : «Детство Сары», «Среда, в которой выросла Сара», «Творчество Сары», «Последователи и исследователи наследия Сары».

Родник Тамшибулак

Есть в селе Капал родник Тамшибулак. Его вода известна своими целебными свойствами с давних времен. Первым его исследовал
великий путешественник, географ Ш.Уалиханов. Во второй половине XIX века красоту родника оценили ученые Н.Потанин,
П.Семенов-Тянь-Шаньский.

Ш.Уалиханов написал легенду о прославленной горе. В ней говорится о девушке Баян, которая каждую ночь приходила в аул Капал к святому ключу Тамшыбулак и проливала слезы о своей горькой судьбе. Капли, образовавшиеся в гроте, и есть слезы девушки. Также считается, что родник обладает магической силой, а воду в ней называют слезами земли.
В 1855-1870 гг. Н.Потанин собрал все мифы и легенды и написал красивую историю Тамшыбулака.

В этом месте у английского путешественника Томаса Аткинсона и его супруги Люси появился на свет их первенец, которого, в честь места его рождения назвали Алатау-Тамшыбулак. В Санкт-Петербургском журнале «Вокруг света» в 1869 году Т.Аткинсон опубликовал свою первую статью, описывающую родник и природу села Капал.

Местные жители лечатся целебной водой, умываясь священной водой зимой и летом.

Петроглифы и городище Баян-Журека

Для краеведов и археологов Капал представляет собой уникальную историческую ценность.

Между хребтами Баян-Журек и Джунгарским Алатау находится широкая долина Каскарау.
На протяжении лет здесь ведутся археологические раскопки. В долине выявлено значительное количество памятников археологии разных эпох: поселения эпохи бронзы и могильники этого же времени Тасбас, Калакай, Музды-Буиак. Наиболее изученными на сегодняшний день являются памятники, расположенные на южном и юго-западном склонах гор.

Кроме памятников эпохи бронзы в долине зафиксированы памятники эпохи раннего железа – многочисленные курганы сакского и древнетюркского времени. Часть из них, расположенная к западу от петроглифов, была раскопана еще в начале 80-х годов ХХ Б.Нурмухамбетовым. Еще западнее, между селом Капал и горами Баян-Журек, вдоль трассы находятся большие, до 50-60 м в диаметре, курганы сакской знати.

Баян Журек в переводе с казахского означает «Щедрое сердце». Гору так назвали неспроста. Каждый, кто когда-либо на ней побывал, мог оценить всю прелесть этой благодатной земли. Как крупный памятник наскального искусства
Баянжурек известен с 1980-х гг. Примечательно, что он репрезентативен как крупное местонахождение петроглифов эпохи бронзы и тюркского средневековья. Наскальные изображения выбиты на скальных блоках и отдельных плитах с южной и юго-западной экспозицией. Они расположены на гребне горы.
К северу и к югу от гребня с петроглифами подобных скал и отдельных  камней с рисунками мало. Выбор плит для рисунков был обусловлен породой скал,
покрытых густой темной патиной.

По топографии петроглифы Баян-Журека аналогичны рисункам Ешки-Ольмеса: они также сосредоточены на вершинах сопок и в предвершинной их части, и только небольшое количество их находится в нижней части ущелья. Рисунки тянутся на протяжении нескольких километров. Поэтому, определение всей зоны с рисунками как святилища будет неточным. Более верным будет определить эту зону как сакральную. Здесь нет площадок, где могли бы собираться люди для священнодействия, нет четко выраженных мест для проведения состязаний и обрядов. Культовые сюжеты встречаются реже, чем в Ешки-Ольмесе, и в основном на вершинах гор, поэтому можно считать, что петроглифы Баян-Журека связаны с культом священных гор.

Казахстанские режиссеры-документалисты Казбек Амержанов и Динмухан Нурманулы сняли документальный короткометражный фильм о знаменитой горе «Баян Жүрек».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2020. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.