Светское общество и высокая духовность

Важными ценностями общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» являются светское общество и высокая духовность.

Светский характер Казахстана, предусмотренный пунктом 1 статьи 1 Конституции, предполагает отделение религии от государства. Указанный принцип конкретизируется в других конституционных нормах. В соответствии с пунк-том 1 статьи 5 Конституции, не допускается слияние общественных и государственных институтов. Согласно статье 14 Конституции, все равны перед законом, что, подразумевает равенство всех религий и религиозных объединений, недопущение предоставления некоторым религиям и религиозным объединениям каких-либо преимуществ по отношению к другим.

Термин «светскость» впервые появился в «Педагогическом словаре» Фернана Бюиссона (1887 г.). Другой французский энциклопедист, автор известного словаря французского языка (1973 г.), Эмиль Литтре, определял светскость как признак государства, которое «нейтрально относится ко всем культам, является независимым от духовенства и свободным от любой теологической концепции». Быть светским человеком означало в XVII и XVIII вв. быть антиклерикальным человеком, т.е. противостоять церкви и духовенству. Но в наши дни светскость не исчерпывается антиклерикальной борьбой, и в большинстве она связана с формированием морали (светской).

Светскость общества означает признание им в качестве ценности и фактическое наличие в общественных отношениях свободы верования, свободы совести, убеждений и мысли и выступает как ценностная этическая категория, идеал. Наряду с этим, она также подразумевает под собой уважение и веротерпимость к многообразию религий, подталкивает к созданию светского типа гуманизма в обществе, формирует в гражданине патриота своей страны, любящего свою Родину, и не исключает позицию укрепления национальной культуры и традиционных для этого общества религий.

 В «Тридцать восьмом слове» Абай говорит о необходимости духовного возвышения человека: «Разум человека совершенствуется безграничной, неиссякаемой любовью к добру. Совершенным мастерством своим Аллах создал мироздание и человека, чтобы тот мог расти и продолжать род людской. Святой долг каждого из нас – множить число своих друзей. Это зависит от сердечности, благорасположенности
к окружающим, что вызовет ответное чувство, или хотя бы не желайте зла другим, не пытайтесь возвыситься над другими словами или делами».

Есть великие неоспоримые ценности, никак не связанные с материальным благополучием, которые навсегда останутся для человека приоритетными и основополагающими. Главные из них – духовность, нравственность. Казахстанскому обществу, основанному на светских принципах, необходимо понимать, что мироустройство немыслимо без высокой нравственности и духовности. Все лучшее, что есть в культуре каждого народа, должно быть достоянием всего человечества.

Под духовностью обычно понимается состояние внутренней психической жизни человека, определяемое Духом качества его души, его менталитета, а, следовательно, его характер и образ жизни. В этом случае говорят о духовном мире личности, духовной жизни, духовной атмосфере в культуре общества.

Сегодня светскость общества – гарант развития и модернизации государства. В связи с этим из числа обозначенных Главой государства ценностей светского общества особое внимание уделено идеологическим ценностям, определяющим духовные и нравственные качества нашего народа. Они формировались еще нашими предками и, как сказал Президент Казахстана, «испытаны временем». Они позволили нам побеждать, укреплять страну и нашу веру в будущее.

На современном этапе человеческого развития феномен бездуховности носит очень тревожный и опасный контекст, в котором если и не возникают, то находят питательную среду негативные явления в обществе.

Сегодня многие государства Европы являются светскими, но, несмотря на это имеют государственную религию, закрепленную в основном законе страны.

Республика Казахстан формирует собственный преференциально-идентификационный тип светского государства. Государство, основываясь на интересах граждан, признает ведущую роль ислама ханафитского мазхаба, православного христианства, и осуществляет сотрудничество с различными религиозными организациями.

Казахский народ на протяжении своей богатой многовековой истории претерпел серьезные испытания. Многие драматические моменты, выпавшие на его долю, были преодолены благодаря присущему народу духовно-нравственному стержню, одним из источников которого являлась религиозная вера.

Президент Нурсултан Назарбаев в одном из выступлений сказал: «Тысячелетиями культуры, основанные на вере, сохраняли свое живое слово в истории. В некотором смысле сохранение своего религиозного духа есть залог сохранения истории целых народов».

Наряду с тем, что Конституция РК провозглашает права граждан на свободу вероисповедания, свобода человека не должна ограничиваться только сугубо правовыми нормами, а должна учитывать и нравственные законы, потому что только в том случае, если люди начнут руководствоваться нравственными законами, они смогут сохранить нашу землю в единстве и мире для жизни следующих поколений.

 Гульжахан Коштаева, учитель факультативного курса «Светскость и основы религиоведения» СШ №1

 

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.