Казахский композитор

Абай Кунанбаев широко известен как композитор, создавший около двух десятков мелодий, которые остаются популярными и в наши дни. Великий поэт переложил на музыку и некоторые свои стихи.
Казахский композитор

Специального музыкального образования Абай не имел, нотной грамоты не знал. Сочиняя свои песни, он мог надеяться только на личные
музыкальные способности, на свой голос и домбру.

Вдохновленный русской демократической мыслью и литературой, Абай заложил основы казахской
реалистической поэзии. Он расширил ее тематику, обогатил образную систему, создал новые формы, придал ей гражданский характер. Вся эта новизна, введенная Абаем в поэзию, несомненно, отразилась на его композиторской деятельности. Абай был глубоким знатоком казахского народного творчества. Прекрасно знал
казахские песни и кюи. Он высоко ценил песни Биржана, Акана-серы и Жаяу Мусы. Музыкальный дар Абая был взращен на глубоко народной основе. Он не мог пройти мимо многовекового опыта казахских народных композиторов.
   Музыкальная интонация казахской песни слышится во всех его песнях. Особенно заметно это в первых его песнях – «Птица души устремляется ввысь» и «Видел я, как рухнула береза». Они сочинены в традиции песенного творчества композиторов северной части Казахстана.

В своей музыке Абай был глубоко народен, национален. Он всегда оставался в пределах интонационной сферы казахской песни.

В отличие от многих казахских певцов и композиторов Абай был неплохо знаком с русской народной музыкой, с демократическими песнями и с городскими романсами. В Семипалатинске ему приходилось не раз слышать романсы Глинки, Рубинштейна и других известных русских композиторов.
В те годы демократическая, гражданская лирика, песни, романсы имели широкое распространение в прогрессивной среде русской интеллигенции. И, надо полагать, русские друзья имели на Абая и «чисто» музыкальное влияние. Благодаря своим друзьям Абай имел представление о демократических мотивах русских народных песен. К тому же и сын Абая Абдрахман, учившийся в Петербурге, приезжая летом на каникулы в аул, знакомил своего отца с лучшими образцами европейской и русской музыки.

Во многих его песнях можно найти элементы подражания русской и украинской народной песне, ряд характерных черт, типичных для русского бытового романса второй половины XIX века, черты русской демократической песни. Все эти поиски привели Абая
к созданию новых форм и ритмики, обогатили словесно музыкальные средства казахской песни.

В то время музыку Абая принимали не все, но поэт смотрел вперед, надеялся, что в будущем его поймут и оценят. Надежды Абая оправдались: еще при жизни песни его пришли к народу. Песни Абая исполняются на концертах в фортепьянном сопровождении. Большое место занимают они и
в творчестве казахстанских композиторов. Они звучат в хорах, оркестрах, в ансамблях и операх.

Песни великого поэта стали достоянием народа и известны во всем мире.

 

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.