Прогулка по дому поэта

Дом-музей великого поэта казахского народа, великого мыслителя Абая Кунанбаева находится в 180-ти километрах от города Семей в ауле Жидебай Абайского района Шынгыстау, расположенном на берегу реки Карауыл (родина Абая, когда-то был небольшой возвышенностью. Неподалеку от райцентра Карауыл).
Прогулка по дому поэта

В Жидебае находится зимовка и жилой дом великого поэта. Туристы и гости, посетившие это место, воочию видят ценные реликвии эпохи того времени и узнают много исторических сведений. Благодатная земля Жидебая перешла от Кунанбая его сыну Оспану. Затем после смерти Оспана земля перешла во владение Абая.

«Знаменитый Жидебай и озеро Колькайнар, заповедник, где прошло детство Абая, занимали особое место в его сердце. Это – аул бабушки Зере и матери Улжан. Абай в почтенном возрасте, 30 лет жил в Жидебае, многие его чудесные произведения родились здесь. Жидебай был назван Меккой казахской поэзии. Жидебай, с его сочной травой, обильной водой, удобный для скота, находился рядом с Шынгыстау, удобная стоянка, откуда можно без труда добраться до жайляу», – пишсал ученый-абаевед Асан Омаров в своих исследованиях. Как известно, в Жидебае зимовали мать Кунанбая – Зере, а также его две жены – Улжан и Айгыз. Абай вырос в заботливых руках этих матерей. По словам краеведов, Абай реконструировал дом
в Жидебае, сделал капитальный ремонт. К 100-летнему юбилею поэта (1945 г.) зимовка была восстановлена в качестве дома-музея. К 125-летию со дня рождения поэта был проведен капитальный ремонт, создана мемориальная экспозиция.
А в преддверии 150-летия музей восполнили литературной экспозицией.

Комплекс дома-музея занимает большую площадь. В самой середине находится зимовка. Зимовка состоит из 5-ти комнат и 2-х коридоров. Прямо у входа в музей посетителей встречает бронзовая скульптура Абая.

На стене передней комнаты висит шежире предков Абая и фотодокументы, характеризующие эпоху поэта. Также установлен ознакомительный стенд об истории кыстау (зимовки).

В последующих экспозиционных залах выставлены документы, рассказывающие о детях поэта Акылбае, Магауия, Турагуле, продолживших его поэтическую традицию и о творчестве его духовных учеников Шакарима, Кокбая, Арипа, Асета, Уайса, донесших  наследие поэта до потомков. Следующий зал посвящен взаимоотношениям Абая с его русскими друзьями, сосланными в Семей. После знакомства с ними Абай начал систематизировано и глубоко изучать русскую и западноевропейскую художественную, историческую литературу. Об их приезде в аул в своих воспоминаниях рассказывает племянник Абая – Какитай Ыскакулы.

В разные годы гостями Абая были Е.Михаэлис, С.Гросс, Н.Долгополов. Совместно со ссыльной интеллигенцией Абай занимался краеведением и просветительством. Поэт внес огромный вклад в поиск, сбор и систематизацию этнографических экспонатов для краеведческого музея, помогал в исследовании жизни и быта, истории, традиций казахов.

Отдельный зал полностью посвящен науке «Абаеведение». В нем собраны высказывания о творчестве поэта. Большая часть экспозиции этого раздела отведена фундаментальным трудам, исследованиям Мухтара Ауэзова.

Из первого коридора посетитель попадает в столовую. Она просторна, окна выходят на восток. С левой стороны от входа размещена печь, имеющая куполообразный верх. В ней установлены два казана. Один большой, где варилось мясо, другой поменьше – для легкой пищи. Оба казана закрывались деревянными крышками. Куполообразный верх печи предохранял комнату от пара.

Среди домашней утвари – деревянная посуда: астау – блюдо для разведения курта, кумысный набор. В комнате имеется мебель: шкафы для посуды, кебеже – ларь для хранения пищи, асадал – шкаф на высоких ножках для хранения пищи и продуктов. Вся мебель изготовлена местными мастерами из дерева. С правой стороны от окна находится деревянная кровать, лицевая сторона которой инкрустирована костью. Над кроватью – старинный ковер из черного бархата с красными аппликациями. Он принадлежал жене Абая – Дильде.

Из второго коридора посетитель попадает в гостиную комнату. Она не велика по размерам, но очень уютна. Пол здесь устлан коврами – сырмак. А на стене – ворсовый ковер. Среди экспонатов можно увидеть старинный музыкальный инструмент кобыз.

Рабочий кабинет. Здесь поэт работал, читал, писал стихи. Вся обстановка комнаты сохранила ту творческую атмосферу. В центре комнаты – низкий круглый стол, покрытый вышитой скатертью. На столе – карманные часы, которые отсчитывали время, табакерка, чернильный прибор, гусиное перо. Кажется, что еще не высохли чернила на рукописи Абая «Несколько слов о происхождении казахов».

Здесь же, рядом с рукописью – национальная игра тогыз кумалак. Традиционное казахское убранство в этой комнате сочетается и с европейской мебелью: шкаф, письменный стол, кресло, зеркало, настенные часы, в шкафу – любимые книги. Произведения восточных поэтов соседствуют с произведениями русских классиков, энциклопедиями. На письменном столе – настольная лампа, шашки, шахматы и книги – спутники всей его творческой жизни.

Передняя комната. Слева на стене находится такия – головной убор Кунанбая, привезенный им из Аравии, во время паломничества в Мекку. Он передан в музей правнуком Абая – Багфуром Акылбаевым.
На стенах фотографии: Абай с сыновьями Акылбаем и Турагулом, Абдрахман – средний сын, Оспан – младший брат Абая. Здесь же находится казахская деревянная кровать с убранством. Посредине – круглый стол на низких ножках, покрытый скатертью. На столе – кумысный набор, отделанный серебром.

Возле печи большой медный таз, кумган, полотенце с вышитыми краями.

В углу – трехствольное ружье (охотничьим ружьем центрального боя Абай был награжден Западно-Сибирским генерал-губернатором бароном Таубе в 1890 г. «За усердную службу и особые заслуги»).

Комната Еркежан – жены Оспана, младшего брата Абая. После смерти Оспана, по казахскому обычаю аменгерства, Абай был вынужден жениться на Еркежан. На воспитании Еркежан, еще при жизни Оспана, находились внуки Абая, дети Акылбая – Аубакир и Пакизат.

Поскольку всю свою жизнь Еркежан провела в Жидебае, большинство сохранившихся предметов принадлежат ей. Женские украшения представлены на отдельной витрине. В правом углу – деревянная кровать с убранством.                      

 mail@e-history.kz

 

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.