Великий сын своего народа

Великий сын своего народа
Абай Кунанбайулы – великий гуманист, общественный деятель, просветитель, талантливый поэт и мыслитель – человек, заложивший основы национальной литературы.

Этот славный сын Степи был представителем интеллектуальной аристократии казахского народа XIX века. Род Абая принадлежит к восточной ветви знаменитого племени аргын – тобыкты. Их родовые земли – предгорья и горы Чингизтау, река Чаган.  Прямые предки Абая – батыры и бии рода тобыкты. Его отец – представитель духовной аристократии (кажы), управляющей на землях сибирских казахов во времена царской империи. Мать Абая Улжан происходила из древнего рода Болата-ходжи по прозвищу Каракесек – предводителя войска Орус-хана. Поэтому не удивительно, что в семье родился не просто талантливый ребенок, а личность, которая с молоком матери впитывала любовь к своему краю и народу. Самой судьбой Абаю было предначертано стать духовным лидером казахов. Отцу великого поэта в преддверии рождения сына явился Анет баба – советник Тауке-хана. Он предрек, что в мир придет великий сын казахского народа Ибрагим. Таким именем его и нарекли. Почему же его называют Абай? Это прозвище появилось благодаря бабушке Зере. Так ласкательно она подчеркнула вдумчивость и осмотрительность внука. Первые образовательные азы Абай постигал дома: песни, красивая звучная речь, обряды и традиции – то, что составило духовный мир мальчика и стало впоследствии основой для его творчества. Чтобы сын получил системное образование, обучился арабскому и персидскому, познакомился с религиозными текстами духовных отцов ислама, отец отправил Ибрагима в Семипалатинское медресе. Мальчик обучался у имама Ахмет-Ризы и  в русской школе, где познакомился с передовыми достижениями науки.

К завершению школьного образования Абай уже пишет стихотворения, скрывая свое авторство (приписывал их Кокпаю Джантасову – другу детства). На время поэзию пришлось оставить, потому что отец готовил ему иную карьеру – управленца. Уже в тринадцатилетнем возрасте Абай был правой рукой и помощником отца. Юношу готовили к политической и административной деятельности. Некоторое время Абай исполнял функции волостного управителя. Он стремился преодолеть бедность, искоренить безграмотность, просветить народ, улучшить социальные условия жизни сородичей. Не всегда взгляды на разрешение спорных вопросов, которые возникали у представителей рода, у отца и сына совпадали. Абай стремился судить по совести, а отец не прочь был извлечь собственную выгоду. Из-за этих расхождений юноша в 28 лет покинул отчий дом и перебрался в Семей. Он возвращается к совершенствованию знаний, активно занимается самообразованием: читает труды восточных мыслителей и духовных отцов, знакомится с шедеврами тюркской литературы.

Глубокие и художественно совершенные произведения выходят из-под его пера в 1880-х годах, когда Абай приблизился к сорокалетнему жизненному рубежу. К этому времени у него появляются последователи и ученики. Первыми среди них стали его трое сыновей. Абай оставил не только неоценимое по значению для формирования казахской культуры наследие, но и подарил казахскому народу трех блистательных поэтов – своих сыновей.

Он был счастливым и несчастным отцом одновременно. Его творчески одаренные дети писали стихотворения и воплощали в жизнь просветительские замыслы отца. Однако из-за болезни Абдирахман не смог сделать военную карьеру и в 27 лет ушел из жизни. Младший Магауя, обладавший блистательным умом и даром красноречия, проучился в городском училище несколько лет и из-за болезни вынужден был вернуться в аул к отцу. Из жизни он ушел в 34 года, а на сороковой день после его смерти бренный мир покинул и талантливый сын Степи Абай.

 

Создано на платформе Alison CMS © 2011-2020. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.